К 35-летию педагогической деятельности Лебедевой Людмилы Анатольевны

Лебедева Людмила Анатольвна по окончании Нижегородской (Горьковской) консерватории в классе знаменитого профессора Маранц Берты Соломоновны, проработала в Камышинском училище (колледже) 35 лет.
Выпустила более 100 учеников, почти все поступили, учатся или закончили консерватории и исполнительские отделения Вузов. Это Ростовская, Саратовская, Астраханская, Волгоградская консерватории, МГУКИ. Многие ученики продолжают обучение в головном Вузе «ВГИИК» В этом году во ВГИИК поступили две её выпускницы, а третий выпускник – в Саратовскую консерваторию первым в списке абитуриентов по баллам
Преподаватель и ее ученики связаны тесными контактами с известными музыкантами, такими, как Народный артист России Тараканов А.М.; доктор искусствоведения, профессор Вартанов С.Я; Заслуженный артист РФ, профессор Дайч В.С.; Заслуженная артисткой РФ Скороходова Р.Г.; Заслуженная артистка РФ Альтерман Б.А, Заслуженный работник культуры, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» Фиш Н.Н, и многими другими музыкантами.

Среди сегодняшних и бывших учеников многие добились успехов, получили звание дипломантов и стали лауреатами престижных конкурсов, входящих в «Ассоциацию музыкальных конкурсов России», таких, как: Международный Конкурс молодых исполнителей имени Д. Кабалевского (2 тура, г Самара), Международный Конкурс молодых исполнителей имени А. Артоболевской (2 тура, г. Москва), Международный конкурс пианистов им. В. Софроницкого (2 тура, г Москва), Международные конкурсы им. Бартоломео Кристофори и «Полифоника» в Санкт – Петербурге, Всероссийский открытый конкурс пианистов им. С.С Бендицкого (Саратов), Международный конкурс «Мелодии малахитовой шкатулки» (г.Челябинск), Международный конкурс инструментальных исполнителей в Санкт Петербурге «Северная лира» Ученики Лебедевой Л.А. ежегодно становятся лауреатами Гран-при, первых и других степеней многих Международных и Всероссийских конкурсов – фестивалей. Людмила Анатольевна гордится учениками - обладателями Гран-при и Первых премий серьезных зарубежных конкурсов, таких, как Международный конкурс «Music Art Word» в Финляндии (Хельсинки), многотуровый конкурс «The muse» в Греции (Сан Марино), Международный конкурс в Сербии (Белград), Международные конкурсы в Париже, Варшаве, Амстердаме.

Ученики Лебедевой Л.А. награждены Губернаторскими и именными стипендиями Волгоградской области. В 2017 году ее ученик входил в состав волгоградской команды Дельфийских игр (Екатеринбург)
Сама Людмила Анатольевна выступала с сольными и ансамблевыми программами в Большом зале Нижегородской консерватории, Саратовской консерватории, в Москве и Волгограде на Международном фестивале «Посвящение Берте Маранц». Она - лауреат Международных конкурсов в Санкт Петербурге «Северная лира», в Волгограде «Золотые россыпи талантов», имеет диплом лучшего концертмейстера Международного конкурса молодых вокалистов «Орфей» в г. Волгограде. Неоднократно принимала участие в жюри различных областных фортепианных конкурсов в г. Волгограде.
В 2011 году Лебедева Л. А награждена званием «Заслуженный работник культуры РФ»


Саломатина Людмила (выпускница ВГИИК, обладатель диплома Гран-При на международном конкурсе в Финляндии, Хельсинки (2019), Лауреат I степени X международного конкурса современной духовой и полифонической музыки «Полифоника» 2019 , номинация «фортепиано». (Санкт – Петербург):

«Про волшебницу и гадких утят»

Все, что происходит в этом классе – волшебство. Сначала появляемся мы, ковыляющие тремя пальцами «Клоунов» Кабалевского. А потом появляется Она, волшебница Лебедева, любимая наша Людмила Анатольевна! Встречайте! Вы привыкли думать, что волшебники внешне чем-то отличаются от нас, обычных людей? У них, вероятно, особенная артистическая внешность, остроконечная шляпа или загадочный плащ? Нет! Волшебница, о которой пишу я, на вид ничем не выделяется среди людей: те же руки-ноги-голова. Но вот глаза!.. Это особенные глаза! Заведующие! В них сидят какие-то смеющиеся чёртики и покоряют всех вокруг. С чем ассоциируется учёба? Всё время смех. Смеётся волшебница, смеются ученики. Смех над собой – больше всего. И поразительная способность через смех стимулировать огромные рывки в учёбе – это волшебство! Наверное, чёртики помогают, вызывают наш азарт.

А еще скорость! Скорость ошеломляющая, – даже для волшебника! «Тебе надо выучить наизусть пятиголосную фугу? Срочно? Ну, хорошо»… садимся учить… Часа через три ты знаешь фугу! Надо подготовиться к конкурсу, а ты полгода не занимался… - «Приезжай, позанимаемся!» И через неделю ты готов к конкурсу! Надо приготовить ужин на десять персон за пятнадцать минут? Легко! Надеть концертный наряд и сделать причёску и праздничный макияж, параллельно помешивая завтрак и обед в четырёх кастрюльках и раздавая ученикам по телефону музыкальные советы, – и всё это минут за двадцать? Раз плюнуть! Нужно сдать конц.класс через два дня? «Приезжай, позанимаемся»! – через два дня конц.класс сдан! На отлично с плюсом. Вся суть Лебедевой в этом – идти очень прямо к цели, прямой стрелой, и никогда не сдаваться!

Однако, хоть она и бесконечно много учит нас, мы вырастаем не беспомощными. Не могу хвалиться своими достижениями, но достижениями Людмилы Анатольевны не могу не похвастать. Я пришла к ней в пятнадцать лет, скрипачка с «кривыми» руками, практически не занимавшаяся на фортепиано до поступления в училище, эдакий гадкий утёнок, – и за четыре училищных года Людмила Анатольевна добилась от меня и «Думки» Чайковского, и полифонии Шостаковича, и крупной сонаты Моцарта во всех частях. Не всякий педагог может такого достичь, это невероятное волшебство. Всему, абсолютно всему, что я умею и на сцене, и в работе с учениками, меня научила она. Я считаю ее просто волшебницей.

А сцена? Никогда нас специально не «готовили к сцене!» Нас попросту ставили перед фактом: музыка рождается на сцене, без выступлений нет смысла все это учить, играть и даже жить! Поэтому, - про какие комплексы или сценические зажатости могла идти речь? О том, что ты «ничего не умеешь», просто забудь. Забыл? – Всё! Иди на сцену!
но это – потом, после выступления. А пока ты играешь, твой учитель за тебя держит кулаки; и эта уверенность – в том, что твой волшебный учитель всегда тебя поддержит, – на сцене превращает тебя супергероя; у тебя что-то вырастает, наверное, крылья (главное, чтоб не нимб!) – и ты «летишь»!) Вот так мы, гадкие утята, превращаемся на сцене в лебедят. И никто специально и научно не «избавляет» нас от «сценических комплексов». У нас просто есть своя волшебница, она заставляет о них забыть!«Кто там хлюпает носом «ничего не получилось»? У кого? У тебя??! Да ты что! Ты же гений! Ты же гениально сыграл!» – ну, что-нибудь, например, фантастически точно попал в третью ноту, или артистично нажал на педаль в пятом такте, или залихватски изогнул бровь в репризе, ну, или еще что-то, – не так важно! Важно, что наш волшебный учитель всегда найдет, за что зацепиться, чтобы ученик поверил в свою исполнительскую сущность, перестал мыслить по-ученически и переродился в «музыканта». Главное хоть что-то сделать гениально – и это сразу «круто, восхитительно, талантливо, ошеломляющий успех у публики!» От этого ученик на сцене перестает быть «учеником» и становится «исполнителем» (Конечно, за «перебор» свободы можно было и нагоняй схлопотать!

Все лебедята похожи, порой даже кажется, что как две капли воды. Иногда в незнакомом зале вдруг слышишь незнакомого исполнителя, -- и сразу узнаешь: лебедёнок! «Свой!» Но несмотря на это, все ученики – разные, нет одинаковых, нет бездумного копирования, всё пропущено через себя, через свою сущность, индивидуальность. Наверное, из-за этого довольно часто про выступления «Лебедевских» учеников говорят слова «проникновенно», «мурашки по спине», «до слёз». Потому что у нашей волшебницы есть чертёнок в глазах, и он дразнит нас, подзуживает, заставляет думать; только глянешь, – и уже хочется играть, что-то учить, сразу «руки чешутся» позаниматься.

Казалось бы, индивидуальное обучение подразумевает изолированность – один на один с учителем. Однако наш класс живет, существует как единый организм. Когда слушаешь рассказы старых профессоров о том, как они в своей студенческой юности собирались вместе, всем классом (часто можно слышать в их рассказах «класс Такого-то» (например, «класс Гольденвейзера», «класс Нейгауза»)), как они ходили друг к другу и к учителю, вместе с учителем слушали музыку и обсуждали исполнения, как бурлила их музыкальная творческая жизнь, – и оттого они всю жизнь спаяны вместе, следят за достижениями друг друга, взаимно слушают учеников и прочее, – так вот, когда такое слушаешь, невольно завидуешь. Но чему завидовать? Ведь так же и мы! Нас действительно можно считать потомками Нейгауза не только по факту «творческого наследия» (Людмила Анатольевна – творческая «внучка» Генриха Гюставовича), но и по духу, ведь мы прикоснулись к подобному общению! Класс Лебедевой – всегда единое целое! Учитель воспринимается и как Мастер, и как неотъемлемая часть этого маленького сообщества. У Людмилы Анатольевны с каждым учеником рождается теснейшая духовная близость, при этом, можно сказать, семейные отношения, будто мы, все ученики вокруг неё – её родственники, надоедливые племянники или бестолковые кузены (собратьев-студентов прошу – без обид! одной кастрюльке», дружат, знают всё друг о друге, слушают игру друг друга, взаимо-обсуждают программы и болеют друг за друга на конкурсах и экзаменах. Вокруг этой волшебницы такое силовое поле, что притягивает даже учеников других классов. Семейственность в классе Лебедевой доходит до того, что даже такие семейные праздники, как дни рождения, ученики не мыслят без неё, – справляют их у неё дома! Со студенческих времен помню, как была устроена бытовая жизнь в нашем классе. И, хотя помещение сменилось, «класс» остался прежним: пока кто-то мучает Бетховена или Брамса, в классе можно переодеться, оставить свои вещи, поучить музлитературу, поесть и даже поспать! Нет секретов, всё общее и по-доброму.

Училище – далеко в прошлом, а профессиональная связь с Мастером не прекращается по сей день. Причем, так со всеми учениками. Кто хочет играть, всегда обращается к ней. С любой просьбой, от аппликатуры до трактовки, можно обратиться всегда. Людмила Анатольевна – учитель, которому музыка важна как ничто другое, но еще важнее – ученики. Наша волшебница никогда не бросает учеников! И это на протяжении всей жизни! Мы все в одной «кучке», и мы играем до сих пор. Все – ВСЕ!!! – ученики Лебедевой, которых я знаю со студенческих времен, до сих пор не расстались с музыкой, а большинство по сей день ведет исполнительскую деятельность. Мы рассеяны по разным уголкам, география играет с нами в прятки, однако мы не теряем друг друга, следим за достижениями, постоянно слушаем и обсуждаем записи друг друга и наших учеников. А потом с удовольствием ведём за ручку своих воспитанников, своих «утят» к их музыкальной «бабушке» Людмиле Анатольевне, и они тоже прикасаются краешками своих сердец к этому волшебству. И со временем становятся «одними из нас», «лебедятами»!


Букова Татьяна (выпускница Саратовской государственной консерватории им.Л.В.Собинова, обладатель диплома Гран – При международного конкурса – фестиваля «Парад Победы», Лауреат I степени международного конкурса в г.Москве «На Ивана, на Купала». При информационной поддержке Министерства культуры Российской Федерации, при поддержке Международной Академии Информатизации при ООН (2020), Лауреат I степени международного конкурса в г.Москве «Дыхание лета» (2020):

«Я бесконечно благодарна и очень люблю Людмилу Анатольевну. Она невероятно легкий открытый радостный, волшебный человек, всегда заряжала нас, своих учеников, доброй энергетикой. Её хватало на всех, на огромное количество студентов, с которыми она занималась и занимается с утра до ночи. Я всегда, учась в училище, играла очень сложную и интересную программу. Людмила Анатольевна дала мне очень хороший профессиональный старт».


Бурак Евангелина (Диплом Гран – При XII всероссийского конкурса «Волжские Узоры» (Камышин, 2017), Лауреат I степени международного конкурса – фестиваля «Славься, Отечество» (Волгоград, 2014):

Уважаемая, дорогая Людмила Анатольевна! Поздравляю! Вы наша музыкальная мама! Вложили в нас столько профессионализма, энергии, души... Через музыку учили нас жизни. Достойно продолжаете традиции (школу) великого Г.Нейгауза! И мне посчастливилось прикоснуться к совершенству, так горжусь тем, что вы меня выбрали! Великий Дар Неба!


Панина Дарья (Выпускница Саратовской государственной консерватории, Лауреат III степени Международного конкурса (Сербия, 2014), Лауреат III степени международного конкурса – фестиваля «Волга в сердце впадает мое» (2014), Дипломант III степени II-го международного конкурса музыкантов – исполнителей «Путь к совершенству» (Тамбов, 2014):

«Музыкальная мама»
Мы поступали в колледж (тогда ещё училище) сразу после девятого класса. Нам было всего по 16/17 лет. Самый прекрасный возраст для новых свершений и надежд. Нам было страшно, ведь никто не знал, что ждёт нас впереди. После вступительных экзаменов нас распределяли по классам. Хотя я уже знала, что меня берёт к себе Лебедева Людмила Анатольевна. Чудесный человек, талантливый музыкант, она подарила нам не только свои знания, мы провели с ней самые лучшие годы, учась в колледже.
Являясь одним из продолжателей нейгаузовской «ветви» исполнительской и педагогической традиции, а также своей собственной alma mater, Людмила Анатольевна выпускает замечательных пианистов, которые находят уже свой путь и продолжают работать в том же русле, что и их Учитель. В своём классе она создает прекрасную атмосферу творчества. Людмила Анатольевна всегда с таким вдохновением говорит о музыке, рассказывает истории прошлых лет о победах, о конкурсах, тем самым увлекая всё больше в профессию. Мы никогда не были соперниками, наоборот всегда сопереживали и помогали друг другу. Для нас Людмила Анатольевна никогда не была просто преподавателем, она наша «музыкальная мама». Это не просто громкие слова. Людмила Анатольевна со всей душой отдаётся своему делу, является прекрасным наставником, духовным учителем для ещё юного, несозревшего ума, питает и наполняет его музыкой, новыми исполнителями, произведениями. Благодаря ей, игра на фортепиано для нас никогда не становилась просто «беготнёй пальцев», мы вместе искали новые тонкие грани духовности, будь то Бах или Шопен, Бетховен или Рахманинов… Одно верное и нужное слово нашего Преподавателя иногда расставляло всё по своим местам лучше, чем сто прослушанных записей. Ведь очень важно именно понять, а не просто зазубрить шесть листов нотного текста. Советы Людмилы Анатольевны были всегда ненавязчивыми, лаконичными. Ей всегда удавалось сохранить студенческую интерпретацию, но придать лоска и новых красок.
Имя Людмилы Анатольевны широко известно не только как педагога, но и как исполнителя. За всё время сложился определённый облик мастера: внутреннее и внешнее спокойствие в сочетании с легкой и радостной манерой игры за роялем. Всё это определяет и репертуар исполнителя: Лист, Моцарт, Мийо, Чайковский.. Во многом, смотря на преподавателя, мы перенимаем черты и характер исполнения, а также безграничную радость от выступлений.
Кроме педагогической и исполнительской деятельности, Людмила Анатольевна всегда была «включена» в нашу обыденную жизнь. Каждый праздник у нас сопровождался чаем с тортом, забавными играми, костюмами и, конечно же, смехом. Наш класс никогда не унывал, каждый раз мы придумывали что-то новое. То писали стихи, то пели песни, то раздавали конфеты в новогодние праздники, нарушая экзамены у других педагогов. Но все относились к нашим шуткам с юмором и теплом, тем самым подарив нам, студентам, тёплые воспоминания на всю жизнь. Мы никогда не выходили из класса с «неразрешёнными» вопросами, чего бы они не касались.
В завершении хочется отметить, что именно единение творческих и человеческих качеств обуславливает такие высокие результаты преподавательской и творческой деятельности Лебедевой Людмилы Анатольевны. Во многом благодаря нашей «Музыкальной маме» мы достигаем определенных высот в профессии музыканта. Стремимся в своих учениках воспитать то, что когда-то воспитали в нас самих. И всегда будем с радостью возвращаться туда, где всё только-только начиналось.

С большой любовью и благодарностью,
Дарья Панина.