Конференция «Сравнительный анализ зарубежных вокальных методик».

14 октября 2020 года состоялась научно-практическая конференция на тему: «Сравнительный анализ зарубежных вокальных методик».

Организатор ГОБУК ВО «ВГИИК», участниками и слушателями стали студенты и преподаватели института и филиала ВГИИК. Конференция проходила в дистанционном режиме.

В конференции приняли участие знаменитые гости: заслуженная артистка РСФСР Татьяна Тесля, солист театра «Царицынская опера» Руслан Сигбатулин, лауреат всероссийских конкурсов, выпускница Камышинского училище искусств по специальности «хоровое дирижирование» Наталья Долголева.

Татьяна Тесля – заслуженная артистка РСФСР, Кавалер ордена «Царицынская муза», обладатель звания «Человек года-1992».
Знаменитая артистка по-прежнему остается большим другом Волгограду, который называет второй Родиной. Сейчас Татьяна Вячеславовна живет и работает в Чехии. Десять лет она блистала на сцене Народного Моравско - Силезского театра Остравы. Сейчас занимается преподавательской деятельностью на факультетах искусств кафедры сольного пения в Остравском университете и консерватории Брно. При участии знаменитой артистки был создан проект «Волгоградской оперной антрепризы», ставший позднее театром «Царицынская опера».

Заслуженная артистка РФ Татьяна Тесля

Закончила вокальное отделение Киевской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Обучалась в классе народной артистки СССР Елизаветы Чавдар.

С 1986 года — солистка Волгоградского театра музыкальной комедии (ныне Волгоградский муниципальный музыкальный театр). За время работы в театре исполнила все ведущие роли опереточного репертуара. В 1989 года выступила в заглавной партии в опере Верди «Травиата». Постановка этого спектакля стала основанием для обретения театром статуса музыкального.

С 1992 года — солистка Волгоградской оперной антрепризы, созданной при ее участии.

В ее репертуаре — Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Тоска («Тоска» Пуччини), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского), Сантуцца («Сельская честь» Масканьи) и многие другие.

С 2000 года — солистка Народного Моравско-Силезского театра Остравы (Чехия).

Кавалер ордена «Царицынская муза», обладатель звания «Человек года-1992».

Солист театра «Царицынская опера» Руслан Сигбатулин (баритон)

Окончил Астраханское музыкальное училище «им. М.П.Мусоргского», Астраханскую Государственную консерваторию «академия», класс заслуженного артиста РФ профессора Белюсенко В.Н.
Принимал участие в мастер-классе у Кавалера Ордена за заслуги перед Итальянской Республикой в области искусства маэстро Алесандро Сваба 2015 г.
Участник 25-ого фестиваля «Шаляпинские Сезоны» 2015 г.
Принимал участие в курсе практических занятий по подготовке оперных партий под руководством заслуженной артистки Российской Федерации Ирины Юрьевны Соболевой 2015 г.
С 2018 года – солист театра «Царицынская опера».

В репертуаре:

  • Баритон – «Кармина Бурана» (К. Орф)
  • Онегин – «Евгений Онегин» (П.Чайковский)
  • Елецкий, Томский – «Пиковая дама» (П.Чайковский)
  • Роберт – «Иоланта» (П.Чайковский)
  • Бес – «Черевички» (П.Чайковский)
  • Щелкалов, Рангони – «Борис Годунов» (М.Мусоргский)
  • Грязной – «Царская невеста» (Н. Римский-Корсаков)
  • Петруччио – «Укращение строптивой» (В.Шебалин)
  • Эскамильо , Моралес – «Кармен» (Ж.Бизе)
  • Жермон – «Травиата» (Дж. Верди)
  • Граф Дилуны – «Трубадур» (Дж. Верди)
  • Яго – «Отелло» (Дж.Верди)
  • Шарплес, Ямадори – «Мадам Батерфляй» (Дж.Пуччини)
  • Скарпиа, Шароне – «Тоска» (Дж.Пуччини)
  • Малатеста – «Дон Паскуале» (Г.Доницетти)
  • Князь Игорь – «Князь Игорь» (А.Бородин)
  • Фальк – «Летучая мышь» (И.Штраус)
  • Паядор – «Мария де Буэнос-Айрес» (А.Пьяццолла)
  • Мефистофель – «Осуждение Фауста» (Г.Берлиоз)
  • Сильвио – «Паяцы» (Р.Леонкавалло)
  • Поярок из оперы Римского-Корсакова «Сказа́ние о неви́димом гра́де Ки́теже и деве Февро́нии»
  • Орф «Кармина бурана»
  • Бетховен Симфония № 9
  • Чайковский кантата «Москва»

В 2010 году с труппой Астраханского музыкального театра посетил Казахстан. В 2012 году исполнял партию Шарплес в спектакле «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини на фестивале «Золотая маска» в Большом театре (Москва). Также в 2012 году в рамках гастрольного тура посетил Ставрополь, Ессентуки, Кисловодск, Нальчик, Владикавказ, Элисту.
В 2017 году гастролировал по городам Англии с операми «Тоска» в партии Скарпиа, «Мадам Баттерфляй» в партии Шарплес.

Наталья Долголева

Лауреат Всероссийских конкурсов. Молодая певица родилась в Николаевском районе Волгоградской области. Профессиональное образование начала в Камышинском училище искусств по специальности «хоровое дирижирование».

В 2012 году окончила с отличием Российскую академию музыки им. Гнесиных по специальности «сольное народное пение» по классу доцента Бурлакова А.В. Талантливая артистка в годы обучения в РАМ стала лауреатом множества премий и конкурсов. В 2007 году получила Грант по поддержке талантливой молодежи от Правительства Москвы. В 2008 году она стала лауреатом III премии VI Московского международного фестиваля национальных искусств «Красота спасет мир», в 2009 году – лауреатом I степени IV Всероссийского конкурса исполнителей народной песни им. Надежды Плевицкой (Курск), лауреатом II степени VI Всероссийского конкурса исполнителей народной песни им. Л.А Руслановой (Саратов), лауреатом III премии II Международного фестиваля-конкурса «Танцуй и пой, Россия молодая!» (Москва). В 2010 году Наталья стала лауреатом II степени I Международного фестиваля Славянской народной песни «Оптинская весна» (Козельск), лауреатом II степени Национального фестиваля-конкурса «Есенинская Русь» (Рязань), а в 2011 году – лауреатом I степени Всероссийского фестиваля-конкурса «Молодые таланты России» в Москве.

С 2013 года Наталья Долголева – солистка Волгоградской областной филармонии. Исполнила главные роли в новогоднем представлении «Времена года» и мюзикле «Русский секрет» по сказу А. Лескова «Левша». Дала сольный концерт с Волжским русским народным оркестром им. Н.Н. Калинина. Участвует во множестве филармонических проектов, среди которых музыкальные сказки «Теремок», «Конек – Горбунок», мюзиклы «Муха – Цокотуха», «Вредные советы» (октябрь 2014г.), концертные программы «Сталинград-Берлин-Победа» (к 70-летию Победы в Сталинградской битве) и «Поклонимся великим тем годам», посвященная 70–летию Победы в Великой Отечественной войне.

На основании решения коллегии Министерства культуры РФ от 26.05.2015 г. Наталья Долголева утверждена на получение стипендии Правительства Российской Федерации для молодых деятелей культуры и искусства (Постановление от 29.10.2014 г. № 1111).

В репертуаре молодой артистки – русские народные песни, былины, частушки, сказы, рекрутские, старинные русские романсы, городские романсы, авторские произведения, песни в современных обработках. Наталью Долголеву отличают высокая вокальная культура, яркая артистичность, сценическое обаяние, живая выразительная пластика, искренность и душевность. Певица выступает сольно и сотрудничает со многими творческими коллективами города и области, музыкантами и композиторами; участвует в телевизионных программах. Систематически выступает на лучших концертных площадках Волгограда, во многих районах области и за ее пределами, вызывая неизменный восторг и благодарность слушателей.

Конференция проходила в виде научно – студенческого семинара, докладчики – студенты ГОБУК ВО «ВГИИК». Участники конференции активно обсуждали доклад студентки ГОБУК ВО «ВГИИК» Эльвиры Жабиной на тему: «Освобождение голоса» по системе Кристин Линклэйтер.

Книга К.Линклэйтер "Освобождение голоса" неоднократно выходила в крупнейших издательствах США, переведена на многие европейские языки. По методике Линклэйтер занимаются большинство театральных школ Америки. На русский язык книга переведена Ларисой Соловьевой, которая ведет сейчас занятия по этой методике в Москве.
Упражнения этой системы направлены на освобождение голоса от напряжения, на развитие и укрепление его, прежде всего как человеческого инструмента и как инструмента актерского. Это, скорее, освобождение природного голоса, нежели развитие голосовой техники. (Но мне думается, что и вокалистам будет очень полезно получить некоторые навыки расслабления, освобождения от зажимов.)

Цель метода Линклэйтер - заставить интеллект формировать голос в прямом контакте с эмоциональными импульсами, не являясь для того препятствием. Так как звучащий голос является результатом физических процессов, мышцы тела должны быть свободными от напряжения, чтобы стать восприимчивыми к импульсам мозга, которые порождают речь. Естественный голос наиболее заметно блокируется и искажается физическим напряжением. Он также страдает от эмоциональных, интеллектуальных и душевных зажимов. Все эти помехи - психофизического свойства. Когда они устранятся, голос будет в состоянии передавать весь диапазон человеческих эмоций и все богатство мысли.

Татьяна Тесля и Руслан Сигбатулин предложили и продемонстрировали свои индивидуальные способы избавления от зажимов: скороговорки, упражнения на дыхание. Студенты получили ценные советы по приемам вокальной техники.